Все новости / 17 Апреля 2017

Госдума может перенести сроки внедрения онлайн-ККТ с 1 июля 2017 года на 1 марта 2018 года

На рассмотрении в Госдуме находится Законопроект № 143051-7 «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пояснительной записке к  проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано:

В соответствии  со  статьей  7 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ) индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (далее – плательщики патента), а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – плательщики ЕНВД), при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи  34626  Налогового кодекса Российской Федерации, с 1 июля 2018 года обязаны приобретать и применять контрольно-кассовую технику, обеспечивающую  передачу  в  налоговые  органы  фискальных данных в режиме онлайн (далее – ККТ).

Целями введения специальных налоговых режимов для микро- и малого бизнеса являлись минимизация затрат для его открытия и осуществления, вывод  предпринимателей из тени, упрощение процедур налоговой отчетности.
Однако введение обязанности приобретать и применять ККТ для плательщиков патента и плательщиков ЕНВД экономически нецелесообразно по следующим причинам:
- предметом налогового (финансового) контроля  является выручка (доход) предпринимателей, в то время как этот показатель не участвует в исчислении размера налога, поскольку устанавливается (вменяется) нормативно-правовыми актами органов государственной власти;
- величина расходов предпринимателей на приобретение ККТ несопоставима с доходностью бизнеса, а также размером уплачиваемого налога;
- значительное увеличение затрат на ведение микро- и малого бизнеса приведет к закрытию малорентабельного бизнеса в сфере услуг населению, уходу предпринимателей  в тень, и, следовательно,  сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты, а также выплат в Пенсионный фонд Российской Федерации и социальные фонды.

Так, например, в Челябинской области из 83 видов деятельности, по которым предприниматели вправе применять патентную систему, только для семи видов деятельности стоимость годового патента составляет 30 тысяч рублей и выше. Стоимость годового патента для остальных 76 видов деятельности составляет от 4,2 тысячи рублей (ремонт и пошив обуви, изготовление ключей, изготовление изделий народных художественных промыслов) до 9 тысяч  рублей (ветеринарные услуги, выпас скота, ландшафтный дизайн), что в разы меньше, чем стоимость оборудования одного рабочего места ККТ, которая составляет от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Стоимость оборудования одного рабочего места ККТ включает в себя также стоимость периферийных устройств, необходимых  для  использования ККТ, программного обеспечения, регистрации, подключения и обслуживания ККТ в период ее использования и стоимость обучения персонала.

Законопроект предлагает освободить плательщиков патента и плательщиков ЕНВД от обязанности применения ККТ.

Предприниматели, которые в настоящее время применяют контрольно-кассовую технику старого образца  и  в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ обязаны с 1 июля 2017 года применять ККТ,  не готовы приобрести и применять ее с указанного срока по следующим причинам:

1) неготовность производителя ККТ (фискальных накопителей) в короткий срок обеспечить потребность в такой технике всех предпринимателей. Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области,  на 1 ноября 2016 года  в  реестре контрольно-кассовой техники  было зарегистрировано 25770 единиц контрольно-кассовой техники старого образца.  В настоящее время зарегистрировано 3800 ККТ, что составляет 14 процентов от количества контрольно-кассовой техники, которую необходимо  перерегистрировать  (без учета  ККТ, обязанность по эксплуатации которой наступает с 1 апреля 2017 года);

2) технические несовершенства ККТ, влекущие для предпринимателей дополнительные расходы:

при неиспользовании ККТ более  одного месяца аппарат блокируется и требует замены, многие приобретенные аппараты блокируются уже на следующий день работы;

большинство выпускаемых контрольно-кассовых аппаратов  без фискальных накопителей невозможно модернизировать;

срок  действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе «ФН-1», составляет 13 месяцев, в связи с чем предприниматели не могут установить иной срок действия такого ключа. При этом Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ) предусматривает срок действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, а также в определенных указанным Федеральным законом случаях предоставляет право пользователям использовать ключ фискального признака со сроком не менее 13 месяцев;

срок использования программного обеспечения ограничен. В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ форматы фискальных документов (далее – ФФД), обязательных к использованию, утверждаются  Федеральной налоговой службой России (ФНС России) и размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время ФНС России разработан проект приказа, согласно которому существует три версии ФФД: 1.0 – тестовая версия, 1.05 – переходная версия и 1.1 – конечная версия. Указанные версии имеют свои отличия. При переходе от одной версии к другой субъектам предпринимательской деятельности придется производить замену программного обеспечения кассовых аппаратов. В настоящее время действует тестовая версия ФФД  1.0, которая уже с 1 января 2018 года утратит силу, а выпускаемые фискальные накопители  обеспечивают формирование фискальных документов только в соответствии с указанной тестовой версией. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, использующие ККТ с фискальным накопителем, будут вынуждены вновь модернизировать свою ККТ к 1 января 2018 года или покупать новую.

С целью избежать увеличения фискальной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, а также учитывая необходимость технической доработки ККТ,  фискальных накопителей и ФФД, проектом закона предлагается перенести предельный  срок перехода на ККТ на 1 марта 2018 года. Поскольку субъекты предпринимательской деятельности  имели возможность ставить на учет контрольно-кассовую технику старого образца до 1 февраля 2017 года, а срок полезного использования фискальной памяти у такой техники составляет 13 месяцев и закончится 1 марта 2018 года, субъекты предпринимательской деятельности  в течение данного срока смогут поэтапно заменить контрольно-кассовую технику старого образца на ККТ или модернизировать ее.

Законопроектом предлагается предоставить право субъектам предпринимательской деятельности,  осуществляющим расчеты в отдаленных от сетей связи местностях, не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Федеральным законом  от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ  предусмотрено, что в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и указанных в перечне местностей, отдаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Для таких предпринимателей установлена обязанность покупки нового аппарата с фискальной памятью, использовать которую не требуется, и, следовательно, затраты на приобретение и программирование нового аппарата экономически нецелесообразны. Критерием отдаленности от сетей связи является численность населения. Населенные пункты с численностью населения менее 10 тысяч человек являются отдаленными от сетей связи. В Челябинской области из 1289 населенных пунктов 1255 являются населенными пунктами, отдаленными от сетей связи и, таким образом, для предпринимателей, осуществляющих деятельность в 1255 населенных пунктах Челябинской области, приобретение новых аппаратов представляется нецелесообразным ни с точки зрения ведения бизнеса, ни с точки зрения фискальных органов, в которые информация о расчетах поступать не будет.