В феврале депутаты и правительство одобрили к принятию весьма противоречивый законопроект о сокращении отчетности организаций по имущественным налогам. Законопроект № 607168-7 предусматривает отмену обязанности плательщиков транспортного и земельного налога представлять налоговые декларации по этим налогам.
Отмена деклараций последует начиная с отчетности за 2019 год. Таким образом, нагрузка на бизнес в плане отчетности будет сокращена, а администрирование имущественных налогов значительно упростится. С другой стороны, отмена налоговых деклараций повлечет за собой необходимость создания новых механизмов контроля своевременности и полноты уплаты налогов.
В частности, налоговики получат новые полномочия по контролю уплаты имущественных налогов. При этом не исключено, что количество проверочных мероприятий в связи с данными нововведениями только вырастет. Поэтому вместо снижения административной нагрузки на бизнес законопроект может привести к увеличению этой самой нагрузки.
С очень странной законодательной инициативой в феврале выступил Роспотребнадзор. Ведомство, ссылаясь на опыт Японии, рассматривает возможность законодательного закрепления обязанности работодателей измерять талии своих сотрудников. Подобная мера может быть введена для граждан старше 40 лет. У мужчин размер талии должен составлять до 90 см, у женщин – до 80 см. При превышении этих параметров сотрудник обязан будет посещать врача по направлению работодателя. Причем для работодателей, которые откажутся контролировать эти параметры, будут установлены штрафы.
Сейчас в сфере трудовых отношений запрещена какая-либо дискриминация, в том числе по внешним данным сотрудников. Поэтому не отвечающих стандартам работников нельзя заставить проходить медосмотры. И если соответствующее предложение будет законодательно принято, то потребуется внести целый комплекс поправок в ТК РФ. Кроме того, подобное нововведение может привести к тому, что из-за страха новых штрафов полных соискателей попросту перестанут принимать на работу под разными предлогами.
Достаточно спорно была встречена общественностью законодательная инициатива Минфина по переносу срока перехода на онлайн-кассы ИП без работников.
По действующему закону все ИП переходят на применение онлайн-касс с 1 июля 2019 года.
Глава финансового ведомства Антон Силуанов предложил перенести на 1 год переход на обязательное применение онлайн-касс для ИП без наемных работников.
Данная инициатива выглядит тем более странно, что ранее чиновники неоднократно рекомендовали ИП не затягивать с приобретением онлайн-касс. В результате многие предприниматели из числа тех, кто пока что не обязан применять ККТ, уже купили кассовые аппараты. Теперь же выясняется, что сроки внедрения касс откладываются еще на 1 год, а с покупкой техники ИП явно поторопились.
С данной инициативой выступил в феврале Минфин, который предложил устанавливать минимальные цены на весь алкоголь. Напомним, сейчас минимальные цены устанавливаются только на крепкий алкоголь (бренди, коньяки, водка), а также на шампанское. Поправки предлагают распространить госрегулирование цен на этиловый спирт из всех видов сырья, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Нововведение приведет к удорожанию всей алкогольной продукции на полках магазинов. Цены повысятся на вино, коктейли, винные напитки, а также всю спиртосодержащую продукцию. При этом установление минимальных цен не исключает возможности купить в магазине некачественный или опасный алкоголь. Между тем, борьба с контрафактом и заявляется Минфином в качестве главной цели установления минимальных цен.
Крайне неоднозначно была воспринята и инициатива президента, который предложил создать специальный сервис для жалоб о давлении на бизнес. По словам президента, уже в 2019 году будет принят закон о создании интернет-платформы, при помощи которой ИП и организации смогут жаловаться на необоснованные действия контролеров и правоохранителей.
Например, с помощью этого сервиса бизнесмены смогут сообщить о незаконном возбуждении в отношении них уголовных дел. Критики данного нововведения считают, что оно нежизнеспособно и ни к чему, кроме как к дополнительным бюджетным тратам, привести не может. В самом деле, в законодательстве уже есть отлаженные механизмы обжалования действий чиновников и правоохранителей.
Сейчас такими жалобами занимаются в МВД, ФСБ, Генпрокуратуре, Следственном комитете РФ, а также бизнес-омбудсмены. Все они принимают и рассматривают жалобы, полученные в том числе по интернету. Зачем еще один дорогостоящий интернет-сервис по приему жалоб – непонятно.
С непониманием бизнес-сообщество отнеслось и к другой инициативе президента, которая касается отмены нормативных актов о проверках бизнеса. Президент предложил с 1 января 2021 года отменить все существующие нормативные акты в сфере контроля и надзора за бизнесом, а также ведомственные региональные приказы, письма и инструкции. «За оставшиеся два года нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – сдать в архив», – заявил президент.
По мнению скептиков, отмена действующих актов, регламентирующих проверки бизнеса, к которым все уже привыкли, ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, принятие новых актов на смену действующим только запутает и усложнит механизм проведения проверок. К тому же не факт, что отмена старых НПА снизит административную нагрузку на бизнес. Новые акты, письма и разъяснения могут эту нагрузку только увеличить. При этом организации и ИП утратят возможность ссылаться на акты, принятые в их пользу.
Еще один неоднозначный законопроект февраля был разработан Минтрудом и касается перевода кадровых документов в электронную форму.
В соответствии с законопроектом работодатели будут вести только электронные кадровые документы без дублирования их на бумажном носителе. До конца 2022 года переход на ЭДО будет осуществляться работодателями добровольно в порядке эксперимента. С 2023 года переход на электронные кадровые документы станет обязательным.
Критики нововведения выражают серьезные опасения в связи с отказом от бумажных кадровых документов. Учитывая особую значимость этих документов в целях получения пенсий и прочих выплат, их перевод в электронную форму несет большие риски.
Кроме того, ЭДО значительно увеличит расходы работодателей. Дело в том, что ведение электронных кадровых документов будет осуществляться работодателями на собственных информационных системах. Все расходы, связанные с ЭДО, включая применение электронных подписей работников, будут нести именно работодатели.
Обещаем не злоупотреблять с рассылкой. Только самая важная информация.
Ваше имя:
Организация:
Телефон:
Электронная почта:
Ваш вопрос
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки*